Разделы
Календарь событий
Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Архив III Съезда РПО

Назад

СОКРАЩЕННЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О СОДЕРЖАНИИНАУЧНОЙ ПРОГРАММЫ СЪЕЗДА

Пленарное заседание Съезда открылось в Лепном зале Смольного. В пленарных докладах Е.А. Климова, А.И. Донцова, В.В. Рубцова, Ю.М. Забродина из Москвы и др. была полемически заострена проблема специфического положения в современной отечественной психологии, связанного с переходом от советской психологии к психологии российской. Особое внимание уделялось задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях, с учетом важности интеграции теоретического и практического знания. Из 69 запланированных научных мероприятий Съезда состоялось 66. Научная программа Съезда состояла из четырех форумов. На форуме “Фундаментальные проблемы психологии” был отмечен явно возрастающий интерес психологов к методологическим основаниям своей науки. Анализировались возможности определения единого предмета психологии. В дискуссионной форме докладчики рассматривали практику как критерий истинности психологических теорий или, наоборот, теории в качестве критерия оценки эффективности практической деятельности. Обсуждение методологических проблем психологии подтвердило необходимость проведения мониторинга психического развития подрастающего поколения в динамически меняющемся мире и современной России, что позволит определиться с основными тенденциями развития методологических оснований психологической науки. Данный вывод подтверждал значимость разработки и проведения экспериментальных исследований в психологии на основе междисциплинарного подхода. На заседаниях форума “Социокультурное значение психологии” наибольший научный интерес привлекла проблема недостаточной востребованности обществом психологических знаний и одновременно существующей неготовностью психологов к решению актуальных социальных задач психологии. Научные доклады и обсуждения оказались многоаспектными: исторические аспекты политического сознания, связь политической психологии с современным общественным развитием, социальная идентичность российского общества и многое другое. На симпозиумах прозвучали доклады о психологии иску сства, особенно в аспекте его массового потребления. Отмечалось, что современные СМИ представляют теоретически и практически важную задачу для социальной психологии, связанную с формированием менталитета подрастающего поколения различными методическими средствами науки и практики. В теоретическом плане рассматривались вопросы отечественной платформы в социальной психологии искусства, подходы к пониманию предмета психологии искусства, например, соотношение явлений рекламной деятельности и их психологической интерпретации в психологии. В аспекте развития общественного сознания прозвучала проблема междисциплинарности конфликтологического знания. Форум “Психология в образовании” начался с пленарного заседания. Докладчики акцентировалось внимание на необходимости выделения в качестве самостоятельной новой отрасли психологического знания – практической психологии образования. Высказывались мнения о том, что практическая психология образования может выступать в качестве методологии фундаментальной психологии. Внимание уделялось анализу основных тенденций в развитии фундаментальной психологической науки и путей ее интеграции с практической психологией образования. Значение придавалось изучению и осмыслению психологического качества образовательной среды для целей развития, обучения, воспитания. Были предложены технологии сопровождения образовательной среды. Высоко оценена теоретическая обоснованность и практическая востребованность категории “психологическая безопасность образовательной среды”. При рассмотрении современных исследований по психологии личностного и профессионального развития педагогов была обозначена проблема взаимосвязи педагогов и психологов в поиске научных основ организации воспитательной практики в разных типах образовательных систем. Один из симпозиумов был посвящен развитию взаимодействия людей, работающих с детьми младенческого и раннего возраста. Реализация междисциплинарного подхода в исследованиях в данной области позволяет развивать службы ранней помощи ребенку и его семье на основе результато в теоретических и экспериментальных исследований в области психологии развития детей и их взаимодействия с близкими взрослыми. На пленарном заседании и симпозиумах по направлению “Психология неблагополучного детства” рассматривались актуальные проблемы теоретической и практической психологии, связанные с современными причинами и последствиями социального сиротства и безнадзорности, девиантного поведения и его коррекции, социализации и интеграции в социум детей с физическими и психическими нарушениями. Наибольший интерес вызвали современные концептуальные, методологические и методические вопросы по работе психолога с неблагополучным ребенком и его семьей, а также разработка рекомендаций по улучшению подготовки таких специалистов. На симпозиумах и круглых столах форума “Практическая психология” говорилось о новых задачах, стоящих перед профессиональным психологическим сообществом, о создании технологий нового поколения, о развитии системы психологической службы, в частности, в структурах силовых ведомств, о проблемах работы с персоналом организаций, о взаимодействии психологии и психотерапии, о методологии работы в зоне практической психологии. В выступлениях постоянно возникала тема соотношения теоретического и практического знания. Группа симпозиумов была посвящена проблемам организации психологической службы и психологического обеспечения экстремальных видов деятельности (в системе Министерства обороны и МЧС, в деятельности правоохранительных органов). Пристальное внимание научной общественности привлекли вопросы разработки требований к современным консультационным технологиям. В целом, научная программа Съезда позволила внести весомый вклад в определение перспектив развития современной психологии на основе интеграции фундаментальных и практических исследований. Тезисы выступлений докладчиков опубликованы в Ежегоднике Российского Психологического Общества (в 8-ми томах и на СD-диске).

наверх