Разделы
Календарь событий
Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Новости

Как помочь в преодолении детских страхов

19.02.2013

Фантазия помогает детям познавать мир. Однако побочный эффект богатой фантазии – классические детские страхи. Благодаря широкому воображению они становятся ощутимыми и реалистичными. Как с ними справляться?

З. Фрейд считал, что эти кошмарные «сны разума» порождает ранее детское либидо, которое в силу возраста не может найти свой выход. Однако современная психология относит детские страхи к тревожности, присущей некоторым этапам развития, к ранним психотравмам, реакциям на стресс и даже фобиям.

Реальность и фантазия детей не сильно отделены друг от друга. Ребенок может испугаться как сказочного персонажа, так и метафоры, вроде «смертельная петля» или «перемывать косточки».

Но самое сложное в идентификации детского страха то, что сами родители их боятся. Папам и мамам бывает сложно выслушать отпугивающие табуированные картины, приходящие в голову детям, а порой их нервная реакция на обычные вещи просто раздражает взрослых.

Чтобы помочь ребенку, необходимо сперва понять, какой природы его страх.

  • Страх того, что произойдет что-то страшное – забудут в детском садике, на него рухнет потолок – это симптомы стресса. Детям в 5–6 лет свойственно бояться за родителей и за свою жизнь. Они только-только начинают понимать, что мы все не вечны. Однако если страх несет навязчивый характер, вызывает соматическую реакцию, то речь идет уже о тревожности. В таком случае необходимо пересмотреть ритм жизни ребенка. Слишком много занятий, непосильные обязанности, просмотр криминальных боевиков и ужастиков, провоцируют в детях такую реакцию. Ребенку лучше дать время на отдых, избегать эмоциональных нагрузок.
  • Страх чего-то конкретного – мышей, пауков, бабочек, лифтов, зеркал. При виде устрашающего предмета или находясь в определенной ситуации,  ребенок испытывает панический страх. Это классическая фобия. Предрасположенность к фобиям несет генетический характер, а сам страх считается необоснованным. Очень может быть, что фобия возникла у ребенка после некой травмы, или у него возник определенный ассоциативный ряд. Не надо ни в коем случае заставлять ребенка сталкиваться со своим страхом, брать его на «слабо», шутить над ним или пытаться объяснить, что он боится чепухи. Ребенок сам должен регулировать свою работу над страхом, и только ощущая готовность к ней, он сможет постепенно от него избавиться.
  • Страх определенной ситуации или физического воздействия извне. Допустим, ребенок страшно опасается незнакомых людей, боится оказаться брошенным на улице. Все это чаще всего – результат психотравмы. В таких случаях нельзя учить ребенка подавлять свои эмоции. Вытесненные эмоции наносят сознанию тяжелый вред и могут вылиться в серьезные поведенческие или психические нарушения. Стоит обсудить страх, расспросить ребенка о том, что он испытывает, подстраховать его в момент контакта с фактором страха.
  • Страх публичного выступления, общения или работы под наблюдением. Этот страх обусловлен стыдом и заниженной самооценкой. Если его мысли и действия слишком часто осуждались, родители постоянно повторяли фразы, вроде «тебе не стыдно?», или «где твоя совесть?», его сравнивали с другими не в его пользу, у ребенка могут возникнуть коммуникационные проблемы. Важно изначально не принижать самооценку ребенка, не давить на него и не пытаться сделать его «лучше» через негатив. Вместо ругани всегда можно поговорить с ребенком и объяснить, что к чему.

Как справляться со страхами?

  • Нарисуйте вместе этот самый «страшный страх» максимально правдоподобно. Потом позвольте ребенку «поиздеваться» над ним: он может пририсовать «жуткой собаке» смешной клоунский колпак, дурацкую улыбку, ослиные уши.
  • Над страхом можно шутить. Хорошо иметь в арсенале пару-тройку острых комментариев про объект его фобии. Можете рассказать пару шуток на эту тему.
  • Напишите вместе сказку о том, как ваш ребенок победил страх. Пусть она сначала будет очень грустной, но потом в ней найдется выход: злой волк оказался добрым, хулиганы – слабаками, а Баба-Яга подружилась с ребенком и решила стать его бабушкой.
  • Позвольте ребенку выплеснуть негативные эмоции. Пусть разорвет фотографию с объектом страха в клочья, шутя побьет подушку, представляя на ее месте какого-нибудь злодея.
  • Дайте ребенку понять, что страх – это нормально, что его испытывают даже взрослые.
  • Говорите маленькому ребенку, что вы всегда рядом, что он застрахован, что с вами можно ничего не бояться.
  • Хвалите детей как можно чаще: за каждую, пусть даже маленькую, победу над страхом. Это поможет ему продолжать борьбу с ними.
  • Спросите ребенка: чего именно он опасается? Что может вдруг «такого» случиться? Потом объясните ему разумными и доступными способами, что страшная ситуация просто невозможна или маловероятна.
  • Не становитесь вместе с ним рабами фобии, не меняйте свою жизнь так, чтобы «подстроится» под страх, продолжайте действовать как обычно. Бытовая необходимость без давления или насмешек с вашей стороны поможет ребенку справиться с этой проблемой.

Сайт «Леди@mail.ru»


Возврат к списку