Разделы
Календарь событий
Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Новости

Влияние матери на развитие общения ребенка

21.01.2013

Общение в семье представляют в виде определенной «рабочей модели», на основе которой происходит взаимодействие ребенка с разными людьми [Ослон В. Н., Холмогорова А. Б., 2001]. Она является интерактивной (Я – Другой) и подразумевает соблюдение определенных, постоянно повторяются в различных ситуациях взаимодействия образцов поведения с близкими взрослыми. Нестабильность в отношениях с родителями создает крайне неблагоприятные условия для эмоционального развития ребенка. У таких детей оказывается несформированным чувство базового доверия к миру, в результате чего мир переживается ими как непредсказуемый, опасный и ненадежный. Такому ребенку будет трудно устанавливать межличностные отношения с людьми, что впоследствии окажет влияние и на создание собственной полноценной семьи [Ослон В. Н., Холмогорова А. Б., 2001].

Вначале дети учатся ориентироваться в применяемых родителями средствах невербальной коммуникации, стремятся освоить избирательную адресацию экспрессивно-мимических и двигательных реакций (визуальный и тактильный контакты, улыбка). Эмоциональное участие родителей в ситуациях непосредственного общения со своим ребенком, развивает у него чувство безопасности. «Он должен быть уверен, что возобновит контакт с матерью по первому своему требованию. При отсутствии этих условий он может стать (или остаться) слишком зависим от матери («mummish») или у него проявятся другие нарушения поведения» [Боулби Дж., 2003, с. 228].

Положительный коммуникативный опыт в дальнейшем влияет на возникновение устойчивых интересов, способствует личностной самореализации ребенка. Получены эмпирические факты, которые свидетельствуют о том, что у детей в процессе общения со сверстниками того же пола могут чаще возникать затруднения, если им свойственна односторонняя связь с родителем другого пола [Захаров А. И., 1993]. «При удачно сложившейся семейной жизни формируются положительные черты характера у ребенка» [Фрейд А., Фрейд З., 1997, с. 210].

Полноценная эмоциональная связь с матерью является одним из наиболее важных условий психического развития. Она представляет собой первый групповой феномен в системе формирующихся межличностных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Значимый показатель материнского поведения –– частый и длительный физический контакт с ребенком [Ainsworth M. D., Bowlby J., 1954]. Мать как самый близкий человек способна проявлять чувство подлинной эмпатии. Она умеет выбирать «время для общения в соответствии с его ритмами активности; упорядоченность окружающей ребенка обстановки, благодаря которой он может улавливать результаты своих собственных действий» [Боулби Дж., 2003, с. 385].

Одним из наиболее существенных компонентов полноценной связи ребенка с матерью считается степень ее надежности (security). Присутствие самого значимого человека способствует возникновению чувства уверенности при исследовании незнакомой обстановки, снижает ситуативную тревожность при появлении рядом новых, незнакомых людей. М. Д. Эйнсворт [1954] отмечает, что пассивность ребенка, отрицательные переживания являются следствием нарушения интерактивного общения с матерью. Ее временное отсутствие будет вызывать чувство растерянности, одиночества. Действия ребенка становятся хаотичными, он ожидает помощи и поддержки. Длительное ограничение в вербальной и невербальной коммуникации приводит к тому, что при возвращении матери ребенок «не приветствует ее» [Боулби Дж., 2003, с. 377].

В психологии хорошо известны исследования, направленные на создание теории субъектно-субъектных отношений [Ainsworth M. D., Bowlby J., 1954; Spits R., 1957; Zazzo R., 1983]. Для нее характерна идея центрированности родителей на развитии ребенка. В этом случае между всеми членами семьи устанавливается постоянное взаимодействие. Матери много разговаривают с детьми, стараются выслушивать их рассуждения о происходящих событиях, используют открытые жесты и позы, инициируют в общении с ними телесный контакт. Отцы в своих воспитательных воздействиях ориентированы на достижение эффекта социальной желательности: их ребенок должен демонстрировать нормативное поведение и самостоятельно осваивать коммуникативную сферу отношений с людьми. Родитель в данном случае берет на себя выполнение контролирующей и регулирующей функции в общении.

Различия субъективных установок в воспитании у обоих родителей не мешают возникновению внутри семьи особых коммуникативных условий, способствующих формированию предпосылок для будущей самореализации личности ребенка. В контексте детско-родительских отношений ребенок достигает развития независимости. Он учится выбирать, принимать решения, соглашаться или отказываться от взаимодействия. Родители играют роль помощников и экспертов. По просьбе ребенка они проявляют готовность отвечать на любые вопросы, объяснять поступки людей в различных коммуникативных ситуациях. Одобрение и принятие, помогающее поведение взрослых во многом определяют характер общения детей с окружающими людьми.

Литература

  1. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
  2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1993.
  3. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4.
  4. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1997.
  5. Ainsworth M. D., Bowlby J. Research Strategy in the Stady of Mather Child Separation // Courr. Cent. Int Enf. 1954. Vol. 4.
  6. Spits R. No and yes. On the genesis of human communication. New York, 1957.
  7. Zazzo R. Person objective approaches // Review of children development research. New York, 1983.

Материал подготовлен
кандидатом психологических наук,
доцентом факультета психологии
Санкт-Петербургского государственного университета
Оксаной Защиринской

Персональный сайт: http://psychology.professorjournal.ru/


Возврат к списку