Разделы
Календарь событий
Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Новости

Интегрированное обучение: больные и здоровые дети могут учиться вместе

27.08.2012

Складывается впечатление, что в России инвалидов нет: ни больших, ни, тем более, маленьких. Их не видно на улице, не встретишь в магазине, не увидишь в театре, на площадке, в зоопарке.

Объяснение этому очень простое и очень печальное: в нашей стране напрочь отсутствует организация такой жизни для инвалидов, которая помогла бы им интегрироваться в общество и стать полноценными его членами.

Во всем мире дети с ограниченными возможностями здоровья учатся вместе со совими здоровыми сверстниками. Они дружат, влюбляются, получают двойки и пятерки, поступают в вузы и ищут потом работу. Они немного другие, но это не становится преградой для нормального существования – небольшой скидкой на физические или умственные особенности. А главное, их инакость не становится поводом для окружающих бояться, стесняться, отводить глаза или брезгливо отворачиваться.

По официальным данным, в России более полумиллиона детей-инвалидов. При этом многие медицинские работники утверждают, что эта цифра занижена как минимум в два раза. Каждый третий ребенок-инвалид страдает ДЦП, у каждого пятого психическое расстройство, каждый десятый – аутист. Единственная возможность облегчить им жизнь и хотя бы начать двигаться в правильном направлении – разработать и внедрить систему инклюзивного образования: это когда больные и здоровые дети учатся вместе. В Европе совместное образование практикуют уже почти 100 лет, в США – более 150.

На самом деле законопроект об инклюзивном образовании уже готов и будет рассматриваться Думой осенью. Весной и летом по стране прокатились различные акции в поддержку этой инициативы. Например, в Москве прошел городской праздник «Дети должны учиться и развиваться вместе», где собрались дети-инвалиды, их родители и все сочувствующие. В Пензе и нескольких других городах десяток школ присоединились к программе «Доступная среда», которая позволяет сделать школьное пространство удобным для детей-инвалидов.

Но пока что не помогает. И хотя большинство россиян считает, что совместное обучение детей-инвалидов и здоровых школьников не ухудшит качество образования, каждый третий против того, чтобы они учились вместе. По данным свежего опроса Фонда общественного мнения, 52% респондентов думают, что детям с ограниченными возможностями будет некомфортно учиться в обычных школах, и 39% – что здоровым ученикам будет некомфортно с одноклассниками-инвалидами.

Тем не менее, взаимоотношения – проблема вторичная. Главная сложность, с которой сталкиваются российские сторонники инклюзивного образования, – отсутствие опыта в обустройстве школ, в которых могли бы учиться «проблемные» дети.

На самом деле эксперимент по совместному обучению начался в России еще в 1993 году. Тогда в 11 регионах появились по одной-две специальных школы «для всех». Эксперимент даже признали удачным, правда, на развитие инклюзивного образования он никак не повлиял – дальше так и не пошло. Единственный субъект, где инклюзия более-менее внедряется, – это Москва. Хотя и здесь число инклюзивных школ в соотношении с обычными катастрофически мало: всего 47 школ совместного обучения из 1500 общеобразовательных.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», ратифицированную и Россией. Во многих западных странах интеграция детей-инвалидов считается чрезвычайно важной – не только для самих детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для всего общества в целом. Государственные школы получают бюджетное финансирование на таких детей. Многочисленные исследования доказывают, что возможность инклюзивного обучения позволяет детям-инвалидам не чувствовать себя неполноценными, а здоровым детям не испытывать превосходства над сверстниками.

Какие же минимальные требования нужно предъявлять к тем школам, которые возьмут на себя ответственность инклюзивного образования? В первую очередь это изменения в техническом оснащении школы: пандусы, поручни в коридорах, специальное рельефное покрытие на полу, как минимум один лифт, дополнительное пространство за партой и широкие проходы между партами, место для хранения коляски. Во-вторых, некоторые корректировки школьной программы под детей-инвалидов.

Но самое главное – это наличие психологов, которые бы объясняли, почему все школьники должны учиться вместе с инвалидами.

Елена Мухаметшина, специально для сайта: Дети@Mail.Ru

Подробнее можно прочитать на сайте:

http://deti.mail.ru/roditeljam/7-12_let/razvitie_i_obuchenie/pochemu_bolynye_deti_dolzhny_uchitysya_vmeste_so_zdorovymi/?informer_id=10


Возврат к списку