Разделы
Календарь событий
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Здравоохранение

Содержание

Особенности работы психолога в детских и подростковых психоневрологических и
соматических учреждениях (подразделениях)

    Перед медицинским психологом, работающим с детьми и подростками, ставятся задачи определения степени умственного развития аномального ребенка и выбора путей его общеобразовательного и трудового обучения, прогноза его обучаемости, установления рационального соотношения между собственно педагогическими и лечебными мерами компенсации выявившейся аномалии, разработки коррекционных рекомендаций, проведения психокорекционных занятий. Для решения этих задач психолог должен использовать данные детской возрастной психологии о развитии высших психических функций, владеть специфическими приемами и методами психокоррекционной работы с детьми. Чаще всего психологи имеют дело с двумя вопросами - о причинах неуспеваемости и (или) степени и структуре отставания в психическом развитии, с одной стороны, и о трудностях поведения у психически здоровых детей и подростков, с другой стороны. Отставание в психическом развитии может быть связано как с наличием олигофрении, так и с другими причинами: педагогической запущенностью, последствиями длительной астенизации, прогредиентными психическими заболеваниями. Медицинский психолог может квалифицированно оценить не только степень и характер задержки умственного развития, но и сделать вывод о потенциальных возможностях отстающего ребенка, используя в своей работе принцип построения эксперимента по типу "обучающего". Отсюда следует заключение о соответствии возможностей ребенка требованиям массовой школы или необходимости направления ребенка на обучение в специализированные заведения. Психологическое исследование также может помочь психиатру обнаружить лежащее в основе задержки умственного развития процессуальное психическое заболевание, требующее лечебного вмешательства.
    Другую сторону работы медицинского психолога в детских и подростковых учреждениях составляет его участие в обследовании и коррекции поведения так называемых трудных детей. Нарушения поведения у таких детей могут быть связаны с неправильным воспитанием в семье, педагогическими просчетами, могут быть выражением пубертатных кризисов, различных акцентуаций характера. Эти отклонения и акцентуации корригируются с помощью различных воспитательных мероприятий педагогами, воспитателями и родителями с учетом рекомендаций психолога. В других случаях указанные трудности являются проявлениями невропатии, патологического развития личности подростка, остаточной органической патологии или является симптомом процессуального заболевания. Применение психологического исследования оказывается в этих случаях полезным для получения важной диагностической информации. Своевременная диагностика указанных расстройств психики, нарушений социальной адаптации является базисом для профилактики таких актуальных сегодня проблем, как детская беспризорность, ранняя алкоголизация и наркотизация.
    Важнейшей составляющей работы детского медицинского психолога является психокоррекция. Для решения этой задачи психолог должен владеть различными приёмами игровой психотерапии. В отделении (подразделении) должна быть специальная игровая комната размерами не менее 3,5х 4,5 м с набором игрушек и игровых материалов.
Игрушки и материалы для игровой комнаты можно сгруппировать в три большие класса:

  1. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство, кукольный домик, марионетки, куклы с пустым лицом, машинки, лодки, игрушечная магазинная касса и т.п.
  2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. Игрушечные солдатики, ружья, резиновые ножи, игрушки, изображающие диких животных, глина.
  3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления негативных эмоций. Песок, глина, вода - наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов, т.к. они не имеют структуры и могут превращаться во что угодно. Требуется также наборы кубиков, красок, палитра.

    Медицинский психолог, работающий в соматической детской клинике, выполняет, как правило, задачу психокоррекционной работы с детьми с целью снятия напряжения и страха у госпитализированного ребёнка. Сама ситуация госпитализации, когда ребёнок находится в незнакомой обстановке, где с ним производят различные неприятные процедуры, вызывает у него тревогу. Если у детей нет возможности в приемлемой форме выражать свои страхи и справляться с ними, могут возникать новые эмоциональные проблемы, и приспособляемость будет нарушена. В больницах США, например, внедрена программа "Жизнь ребёнка", широко использующая приёмы и методы игровой психотерапии. В специально оборудованных игровых комнатах, используя медицинские инструменты (стетоскоп, шприц, марлевые повязки и т.п.), а также кукол и игрушечных зверей, специалист знакомит детей с медицинскими процедурами в процессе целенаправленной игры, и тем самым беспокойство ребёнка значительно уменьшается. Кроме того, в процессе игры дети часто отыгрывают то, что им уже довелось пережить.
 

в начало страницы