Разделы
Календарь событий
Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Здравоохранение

Содержание

Построение и порядок проведения
экспериментально-психологического обследования

1. Построение психологического эксперимента

    Основными принципами построения психологического исследования являются: моделирование обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении; направленность на качественный анализ психической деятельности больных; требование точной и объективной регистрации эксперимента.
    Сущность психологического эксперимента состоит в том, что, предлагая то или иное задание, психолог просит больного проделать определенную работу в заданном или свободном режиме. В ходе эксперимента фиксируются реакции больного, его высказывания, вопросы, поведение. Задание должно быть содержательным, а инструкции - краткими, четкими, понятными. Задание должно представлять достаточно адекватную модель психической деятельности. Такой принцип моделирования психической деятельности делает психологический эксперимент похожим на общепринятый в медицине прием "функциональной пробы".
    Одной из задач, стоящих перед психологом, является помощь психиатру в дифференциально-диагностической работе. Поэтому психологическое исследование должно быть направлено на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов психических нарушений. Если речь идет об изменении познавательных процессов, то экспериментальные приемы должны показать, как распадаются те или иные мыслительные операции больного, как видоизменяется процесс приобретения новых связей, в какой форме искажается возможность пользования системой старых связей. Исходя из того, что всякий психический процесс имеет известную динамику и направленность, обследование следует строить таким образом, чтобы оно отразило нарушение этих параметров.
    Крайне важным является принцип качественного анализа психической деятельности. Не только количество ошибок и трудности в процессе выполнения работы, но главным образом структура и анализ их дают наиболее интересный и показательный материал для оценки тех или иных особенностей деятельности больных.
    Другой принцип построения психологического эксперимента заключается в том, чтобы получить возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности больного. Соблюдать этот принцип необходимо при решении психокоррекционных и реабилитационных задач.
    При построении эксперимента всегда следует учитывать отношение больного к обследованию, которое зависит от его болезненного состояния, например, при наличии бредовых отношений, возбуждения или заторможенности эксперимент строится по-разному, иногда ход его в процессе исследования меняется.
    В настоящее время экспериментальная психология и патопсихология располагает большим количеством методик для проведения экспериментально-психологического обследования. Медицинский психолог (патопсихолог) должен владеть большинством из них, уметь выбирать наиболее целенаправленные и прогностические в соответствии с конкретными задачами исследования.

2. Порядок проведения психологического обследования