Разделы
Календарь событий
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
13.12.2017 - 14.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 13–14 December 2017
Aukland, New Zealand
12.12.2017 - 13.12.2017
International Conference on «Applied psychology and behavioral sciences»
Дата конференции: 12–13 December 2017
Bangkok, Thailand




Институт сертификации психологов

  • Главная
  • Институт сертификации психологов

Публикации

PROFESSIONAL STANDARDS 
FOR CERTIFICATIONS IN THE FIELD OF PSYCHOLOGY

Manichev S. A., PhD, head of the Department of Ergonomics, St. Petersburg State University, Faculty of Psychology

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 
КАК ОСНОВА СЕРТИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ

С.А. Маничев

Цель сертификации – гарантировать общественности, что профессиональная практика отдельных индивидуумов соответствует стандартам. В статье описывается разработка профессионального стандарта психологов для добровольной сертификации специалистов. Система сертификации основана на научных критериях, установленных для психологии как науки и профессии. Внедрение системы сертификации позволит гарантировать качество психологических услуг, предоставляемых в Российской Федерации.

Ключевые слова: признание профессиональной квалификации, сертификация, профессиональный стандарт, анализ деятельности, стандарты компетенций.

The purpose of certification is to assure the public that individuals who practice an occupation or profession have met certain standards. This paper describes professional standard of psychologists working in independent practice. The standard is based on established scientific criteria for psychology as a science and profession. Introduction of system of certification would guarantee the quality of psychological services provided within Russian Federation.

Key words: recognition of professional qualifications, Certification, Professional standard, Job Analysis, Standards of competence.

В настоящее время в России существует хорошо разработанная система признания квалификации научных и педагогических работников (система ученых степеней и званий). Однако градации академической квалификации либо охватывают только один, «вузовский», этап профессиональной карьеры (бакалавр, магистр, специалист), либо только одну линию карьеры – научные достижения (кандидат и доктор наук). Опыт и достижения профессионала как успешного практика фактически оказываются за пределами академических рамок признания квалификации.

Это вполне естественно, потому что развитие профессионала как успешного практика происходит прежде всего «на рабочем месте», в процессе профессиональной деятельности, вне «зоны досягаемости» для высшей школы. Личный опыт профессионала при этом дополняется краткосрочными образовательными программами, так или иначе связанные со спецификой профессиональной деятельности.

Образование в течение всей профессиональной жизни, не только в период обучения в высшей школе, становится непреложным условием успешной профессиональной карьеры. Считается, что за весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) каждый специалист должен повышать свою квалификацию 5–8 раз [Фей. К., Либо М., Моргулис-Якушев С., 2001].

Таким образом, основные события профессиональной карьеры и основные профессиональные достижения приходятся на фактически неподконтрольный профессиональному сообществу период примерно в 40 лет профессиональной карьеры после окончания высшего учебного заведения. Вследствие чего возникают значительные различия между практикующими психологами в уровне профессионального мастерства, опыта, объема послевузовской подготовки.

Очевидно, что профессионализм психологов определяет уровень оказываемых ими услуг и критичен с точки зрения последствий этих услуг для физических лиц и организаций. Поэтому становится очевидной необходимость создания в России системы признания квалификации практикующих психологов, дополняющей систему академических степеней.

Признание квалификации обычно институализируется как система сертификации. Цель сертификации – гарантировать обществу, что профессионализм специалиста соответствует определенным стандартам. Сертификат удостоверяет квалификацию профессионала, что делает для него законным (легитимным) определенный вид занятий и повышает ценность на рынке труда.

Сертификация имеет особое значение в связи с нарастающим обособлением систем получения базовых профессиональных знаний (высшее и среднее специальное образование) и систем признания квалификации. Академическая степень (вузовский или другой диплом) не всегда достаточна для признания квалификации. Расхождение этих двух сложившихся систем серьезно беспокоит даже профессиональное сообщество Европы.

Система высшего образования, откликаясь на веяния времени, запускает массовое «производство» специалистов. Часть специалистов соблюдает в деятельности профессиональные стандарты, часть – отходит от них. Кроме того, образовательная система является слишком косной  для того, чтобы своевременно реагировать на изменения в практике. Через некоторое время после окончания вуза становится невозможно оценить уровень работы специалиста и возможные последствия действий такого специалиста для общества.

Поэтому во многих странах вводится дополнительный контроль за практической деятельностью профессионала-психолога. При этом государственное регулирование (обязательная сертификация) сохраняется в основном для тех специалистов, которые работают в сферах профессиональной деятельности, представляющих особые риски для потребителей или общества (медицина, строительство и т.п.).

В перспективе признание квалификации все больше будет перекладываться на сами профессиональные сообщества (так называемые саморегулирующиеся организации), которые сами заинтересованы в том, чтобы закрыть дорогу в практику малоквалифицированным специалистам. Для этого профессиональными сообществами создаются системы добровольной сертификации. Наиболее развитые системы сертификации существуют в США, Канаде и Великобритании. Сертификация в этих странах уже прошла путь от добровольной сертификации к обязательной.

В Канаде и США существует начальная система подготовки психологов, которая включает в себя специализированные образовательные программы в школах и колледжах, делающие возможным получение научной степени в университетах. При этом научная степень в области психологии не дает право на практическую работу. Она лишь подтверждает имеющиеся знания. Под требования лицензирования и сертификации попадают все психологи, деятельность которых связана с непосредственным оказанием психологических услуг населению (Direct Services), и получением за это гонорара (оплаты). В свою очередь, психологи, занятые исследовательской деятельностью в государственных организациях, агентствах, колледжах или университетах, законодательством некоторых штатов и провинций освобождены от лицензирования (даже если работодатели требуют ее проведения для защиты прав потребителей психологических услуг).

На территории США и Канады практика без лицензии запрещена. За несоблюдение требований законодательства накладываются административные взыскания в виде штрафов. При этом допуск профессиональных психологов к практике регулируется законами каждого отдельно взятого штата и округа Колумбия, а также законодательством  восьми провинций Канады.

Можно сформулировать следующие наиболее типичные требования для обязательной сертификации специалиста-психолога:

  1. Наличие специального образования. Лицензирование психологов на право ведения частной практики в большинстве штатов США и Канаде требует наличия докторской степени в области психологии. Такая степень может быть получена в соответствующих образовательных учреждениях, имеющих региональную аккредитацию и выполняющих соответствующий региональным требованиям учебный план.
  2. Наличие опыта работы. Обязательным является требование о наличии одного или двух лет опыта работы под супервизией в учреждениях и организациях, перечень которых одобрен профессиональным советом штата. Во многих штатах США требуется наличие опыта работы под супервизией непосредственно после получения докторской степени.
  3. Успешное прохожение экзаменов. Все претенденты на сертификат должны сдать «Экзамен на осуществление профессиональной деятельности в области психологии» (Examination in Professional Practice in Psychology – EPPP). Экзамен рекомендуется сдавать по месту предполагаемой работы (практики), фактически – в том же штате. Содержание экзамена определяется по результатам обзоров психологической практики в США и Канаде. Обзоры практик инициируются Ассоциацией региональных и местных советов по психологии – The Association of State and Provincial Boards (ASPPB). Эта организация была создана в 1961 году с целью обеспечения лицензирования деятельности психологов. В ее задачи входит разработка «Экзамена на осуществление профессиональной деятельности в области психологии» (EPPP), использующегося соответствующими Лицензирующими Советами при лицензирования и сертификации специалистов. Результаты прохождения экзамена фиксируются в базе данных ASPPB (Ассоциации региональных и местных советов по психологии)  и могут быть затребованы специалистом в случае открытия им практики в другом штате. Для упрощения процедуры аккредитации специалиста в случае переезда в другой штат был создан «Квалификационный сертификат по психологии» (CPQ). Однако этот сертификат также признается не всеми штатами, и в этом случае специалист вынужден затребовать результаты экзамена EPPP. 
    Экзамен состоит более чем из 200 вопросов по следующим темам: 
    - методы и инструменты психологического исследования; 
    - интерпретация и написание отчетов; 
    - создание, подбор инструментов, создание исследовательского плана по результатам диагностики, мониторинг динамики, заключительная оценка; 
    - знание общей психологической литературы и умение связать ее с практикой; 
    - дизайн эксперимента (экспериментальные исследования, квази-эксперименты, надежность и валидность, сбор и анализ данных, интерпретация результатов); 
    - профессиональные, этические и юридические ограничения в деятельности психологов (конфиденциальность, приверженность профессиональным стандартам и т.п.).
  4. Административные требования. По законам штатов и провинций могут изменяться требования к возрасту, стажу гражданства, месту жительства, требования морально-этического характера.
  5. Возможность переэкзаменации. В соответствие с законами штатов и провинций установлены сроки для переэкзаменации от 1 года до 3-х лет.

Кроме обязательной сертификации психолог может получить сертификат об уровне своего профессионализма в определенной области деятельности (специализации). Эту функцию выполняет Американский Совет Профессиональной Психологии (ABPP), который признает профессиональный уровень претендента, предоставляя ему сертификат по узкой специальности.  Кстати, этого требуют и законы некоторых штатов.

Американский Совет Профессиональной Психологии (ABPP) – единственная организация, в которую Американская Психологическая Ассоциация (American Psychology Association – APA) направляет психологов для официального признания их профессионализма. Кандидаты на присвоение свидетельства ABPP должны иметь докторскую степень в области психологии (PsyD.), постдокторское обучение по специализации, 5 лет опыта практической деятельности, положительные отзывы о профессиональной деятельности и положительные результаты прохождения «Экзамена на осуществление профессиональной деятельности в области психологии».

В перечень профессиональных направлений, по которым осуществляется сертификация специалистов организацией ABPP входят:

Система подготовки и сертификации профессионалов-психологов в Великобритании также имеет длительную историю. Базовым требованием к профессионализации психолога является наличие степени бакалавра. После получения диплома бакалавра становится возможной специализация в конкретной области психологии. В системе подготовки психологов в Великобритании выделяются 3 подуровня профессионального развития:

  1. Практическая деятельность в качестве ассистента психолога, наработка профессионального опыта (в этот период бакалавр не имеет права называться психологом);
  2. Продолжение обучения для получения степени магистра психологии (Master of Sciences), защита докторской диссертации для получения степени доктора психологии (Psychology Doctor, PsyD) или доктора философии (Phylosophy Doctor, PhD).
  3. Получение статуса сертифицированного психолога (Chartered Psychologist) и самостоятельная работа (Отметим, что в Великобритании нельзя работать в качестве психолога без присвоения статуса сертифицированного психолога).

Выделяются несколько направлений психологической практики, в рамках которых возможно получение статуса сертифицированного психолога-эксперта (Chartered Psychologist):

Для получения статуса сертифицированного психолога в этих областях существует определенный перечень требований, включающий в себя в обязательном порядке:

  1. Наличие образования второго подуровня (магистерская степень или степень доктора);
  2. Наличие опыта работы по специальности;
  3. Наличие опыта работы под супервизией;
  4. Прохождение курсов повышения квалификации.

В Европейском сообществе разрабатывается сходная система подготовки и сертификации психологов (EuroPsy), которая в перспективе должна стать общей для всех европейских стран (в том числе и для стран, не входящих сегодня в Европейское сообщество). Основным разработчиком системы подготовки и сертификации является Европейская федерация профессиональных психологических ассоциаций – European Federation of Professional Psychologists Associations (EFPA).

Европейский сертификат EuroPsy – это признание соответствия специалиста следующим требованиям к уровню квалификации психолога для самостоятельной (независимой) практики («Европейская директива о признании квалификации – Сoom 2002-119. Требования к сертифицируемому специалисту):

После 6 лет практики психолог должен повторно подтвердить свою квалификацию. В последнем случае он должен удостоверить наличие минимальной профессиональной практики (80 часов в год, из которых 40 часов посвящены освоению новых технологий, новых теорий, отражают наличие публикаций, участие в конференциях и т.п.). Общие требования к квалификации психолога должны быть конкретизированы для четырех областей психологической практики (профессиональные контексты деятельности):

По данным EFPA (по состоянию на май 2005) распределение численности психологов в Европе по основным сферам деятельности  имеет следующий вид [Tikkanen Т., 2008]:

Во всех описанных системах основой для сертификации специалиста являются стандарты профессиональной деятельности в психологии. Эти стандарты разрабатываются на основе анализа и описания профессиональной деятельности (профессиональных практик).

В США обзор практик проводит организация Professinal Examination Service (PES). В течении 50 лет PES разрабатывает стандарты деятельности для профессиональных сообществ, в том числе для Ассоциации региональных и местных советов по психологии (ASPPB).

В США деятельность психологов описывается в следующих категориях [2, 2003]:

При разработке профессиональных стандартов в Великобритании использован следующая схема анализа деятельности [Bartram D., Roe R. R., 2005]:

  1. Определение ключевых (основных) результатов деятельности.Из результатов деятельности вытекают профессиональные функции, для выполнения которых требуются определенные знания, навыки и компетенции.
  2. Анализ функций с помощью функционального анализа.Функциональный анализ является техникой, с помощью которой создаются стандарты. Формулировки (определения) функций создаются на основе ответов на вопросы о ключевых результатах деятельности, например, «Что необходимо сделать, чтобы этот результат был достигнут?». Каждая ключевая роль затем разбивается на более мелкие составляющие с помощью того же вопроса. Этим достигается набор функций для каждой роли. Например, в схеме Британского психологического общества ключевая роль «Развивать, осуществлять и сохранять личные и профессиональные стандарты и этическую практику», подразделяется на 5 функций: «Устанавливать, осуществлять и развивать системы для правовых, этических и профессиональных стандартов в прикладной психологии», «Вносить вклад в развитие правовых, этических и профессиональных стандартов в прикладной психологии», «Способствовать непрекращающемуся развитию себя как профессионала в прикладной психологии», «Профессиональная и этическая реакция на непредсказуемые контексты и события», «Разрабатывать усовершенствования для этических и профессиональных стандартов в прикладной психологии». В дальнейшем каждая функция подразделяется на компоненты, описывающие знания, умения и навыки специалиста, позволяющие выполнить эту функцию. Например, для того, чтобы «Устанавливать, осуществлять и развивать системы для правовых, этических и профессиональных стандартов в прикладной психологии» психологу нужно «Устанавливать, осуществлять и проверять системы контроля за информацией», «Обеспечить соответствие правовой, этической и профессиональной практики для себя и других», «Развивать, осуществлять и развивать процедуры для проверки компетентности в психологической практике и исследованиях». Характеристики знаний и требования к знаниям определяются для каждого из компонентов. Именно их психолог должен продемонстрировать, чтобы сделать верное суждение.

По итогам анализа деятельности создается профессиональный стандарт, который включает три взаимосвязанных раздела:

  1. Критерии и контекст деятельности, в котором данные характеристики деятельности проявляются (роли и функции). Это так называемые «выходные критерии» (outputs);
  2. Набор требований к знаниям и умениям, или «входные» критерии (inputs), которые определяют перечень знаний и умений, которые необходимо проявить, чтобы соответствовать стандартам.
  3. Набор обязательных требований, по которым можно сделать вывод о соответствии специалиста стандарту. Эти требования являются набором обязательных оценок, которые выносятся по итогам проведения проверочных, экзаменационных процедур.

Аналогичную структуру имеет профессиональный стандарт «EuroPsy», разработанный для психологов стран Европейского сообщества. Выделено шесть ключевых профессиональных ролей психолога (outputs), для выполнения которых психолог должен обладать двадцатью первичными компетенциями (inputs). В таблице 1 представлен перечень этих первичных (основных) компетенций.

Таблица 1. Первичные (основные) компетенции

Первичная (основная компетенция)Описание
Роль 1. Описание цели  Взаимодействие с клиентом для определения цели, которая должна быть достигнута, в процессе оказания услуги.
Анализ потребности Выявление и анализ информации о потребностях клиента соответствующими контексту методами. 
Выбор цели Предложение и обсуждение целей  с клиентом, цели должны быть приняты клиентом и достижимы, необходимо определить критерии, по которым в будущем будет понятно, достигнута цель или нет. 
Роль 2. Оценка (диагноз/вынесение суждений) Создание характеристик индивидуумов, групп, организаций и ситуаций, с использованием соответствующих методов.
Индивидуальный ассессмент Применение для оценки индивидуумов интервью, тестирования, наблюдения пригодных контексту оказания услуги
Групповой ассессмент Применение для оценки групп интервью, тестирования, наблюдения, релевантных контексту оказания услуги
Организационный ассессмент Применение для оценки организаций интервью, тестирования, наблюдения, которые пригодны в контексте оказания услуги 
Ситуационный ассессмент Применение для оценки ситуации интервью, исследований  и других методов и техник, которые пригодны в контексте оказания услуги
Роль 3. РазвитиеРазвитие или создание продуктов и услуг, на основе психологической теории и методов, которые используют психологи и их клиенты. 
Определение продуктов или услуг и анализ требований к нимОпределение назначения продуктов или услуг, определение потребителей, анализ требований и ограничений, создание  спецификаций для продукта или услуги в соответствии с тем, как предполагается использовать продукт или услугу.
Проектирование продукта или услуги Проектирование и адаптация продукта или услуги в соответствии с тем, как предполагается использовать продукт  или услугу.
Проверка (тестирование) продукта или услуги Проверка продукта или услуги на надежность, валидность и другие характеристики.
Оценка продукта или услуги Оценка продукта или услуги по критериям: полезность, удовлетворенность клиента,  удобство в использовании, цена  и т.д.
Роль 4. ИнтервенцияПодготовка и проведение интервенции, которая способствует достижению целей, при использовании результатов диагностики, и развития
Планирование интервенции Создание и развитие плана интервенции, который нам позволит достичь поставленных целей. 
Прямое вмешательство, ориентированное на личность Применение методов интервенции, которые непосредственно влияют на индивидуума или группу индивидуумов в соответствии с планом интервенции. 
Прямое вмешательство, ориентированное на ситуациюПрименение методов интервенции, которые непосредственно влияют на ситуационные аспекты  в соответствии с планом интервенции. 
Косвенная интервенция Применение таких методов интервенции, которые  позволяют индивидуумам или организациям  самостоятельно учиться и  принимать решение в своих собственных интересах.
Оказание услуги или продуктаПредставление и продвижение продуктов или услуг для коллег психологов или клиентов. 
Роль 5. Оценка интервенцииОценка эффективности интервенции в соответствии с планом интервенции и достигнутыми целями. 
Оценка плана интервенцииРазработка плана оценки интервенции, которая включает  такой критерий как соответствие плану интервенции и достижение поставленных целей.
Оценка инструмента вмешательства Выбор и применение инструментов измерения эффективности плана оценки интервенции 
Анализ эффективности Анализ эффективности интервенции, выводы в соответствии с результатами. 
Роль 6. Коммуникация Обеспечение клиентов информацией, таким образом, чтобы клиент могу понять, насколько удовлетворены его потребности и совпали ожидания. 
Организация процесса обратной связиОбратная связь клиенту: устная, с использованием аудио - видео материалов. 
Создание отчетаНаписание отчетов клиенту о результатах диагностики, о приобретенных продукте или услуге, проведенной интервенции, оценки эффективности интервенционного воздействия. 

Кроме первичных компетенций, в стандарте приводится перечень из девяти вторичных или дополнительных компетенций, которые обеспечивают эффективное использование первичных компетенций и характеризуют стиль работы психолога в профессиональном контексте (таблица 2).

Таблица 2. Вторичные (дополнительные) компетенции

Дополнительная компетенцияОписание
Профессиональная стратегия Выбор определенной стратегии в соответствии с поставленной задачей, использование профессиональных компетенций.
Продолжающееся профессиональное развитие Повышение уровня основных и дополнительных компетенций, знаний, умений, навыков в соответствии с происходящими изменениями в профессиональных стандартах, на законодательном уровне, национальными и общеевропейскими тенденциями.
Взаимоотношения в профессиональном сообществе Создание и поддержание взаимоотношений в профессиональной среде.
Исследование и развитие Создание и развитие продуктов и услуг, которые будут востребованы клиентом, как в текущей ситуации, так и в будущем. 
Продажи и маркетингВнимание к клиентам для продвижение и продажи новых продуктов и услуг: контакты с клиентами, коммерческие предложения, обслуживание процесса продажи, обслуживание после продажи.
Обслуживание клиентов  Установление взаимоотношений с клиентами (потенциальными клиентами) для выявления  и удовлетворения их «потребностей», поиск возможностей для расширения практики. 
Практическое управление Планирование и руководство практикой, как в малых предприятиях, так и в подразделениях более крупных частных или государственных предприятиях, включая оперативное, финансовое управление, управление персоналом.
Гарантии качества Создание и поддержание системы управления качеством собственной практической деятельности.
Саморефлексия Критическая рефлексия собственной практики и компетенций как главный признак профессионализма

Профессиональные стандарты как основа для сертификации специалистов регулируют психологическую практику. Однако для полноценного регулирования психологической практики необходима также сертификация продуктов (инструментов), которые используют в своей практической деятельности психологи. Например, существует большое количество профессиональных стандартов, которые задают критерии для применения и оценки тестов в психодиагностике. Кроме того, стандарты компетенций специалиста и стандарты продуктов (инструментов) необходимо дополнить стандартами общих требований к психологической практике, т.е. требования к самому процессу оказания услуг. В этом случае можно получить полное описание требований к психологической практике как грамотно построенному процессу оказания услуг, оказываемых квалифицированным специалистом, использующим корректно разработанные инструменты деятельности.

В качестве примера такого полного описаний требований к психологической практике можно использовать схему стандарта качества для диагностики профессиональной пригодности [Kersting M., Püttner I., 2006]. В схеме выделены, во-первых, три возможных цели применения стандарта: обеспечение качества практики в целом, качества отдельных методов, качества (компетенций) специалиста. Каждой цели соответствуют средства ее достижения: стандарты требований, информация и система оценки, способы определения уровня качества (см. таблицу 3).

Таблица 3. Стандарт качества

СредстваЦели
Качество процесса (оказания услуги)Качество методовКачество специалиста (компетенции)
Директивы (стандарты) Требования к диагностическому процессуСтруктура информации о методах для их описания и оценкиТребуемые компетенции лица, применяющего методы
Информация и система оценки   Конкретизированная система описания и оценки диагностических методов 
Квалификация   Повышение квалификации, экзамены, сертификация 

Таким образом, профессиональные стандарты являются основанием системы сертификации услуг (процессов), методов (схемы описания и оценки отдельных методов) и специалистов (признание квалификации).

Примером соединения всех трех видов требований может быть немецкий стандарт DIN 33430. В этом стандарте содержатся требования к процессу диагностики профпригодности специалиста, применяемым им методам и к квалификации специалистов.

Требования разделены на 4 группы:

  1. Планирование процесса оценки профпригодности;
  2. Выбор, определение состава, способ осуществления и оценка методов;
  3. Интерпретация результатов, полученных с помощью комплекса методов, и вынесение оценочных суждений;
  4. Квалификация специалистов, проводящих оценку (по трем уровням квалификации).

Профессиональное психологическое сообщество нашей страны  не может оставаться вне рамок общемировой тенденции к упорядочению признания квалификации специалистов- психологов. Однако вхождение в эти процессы представляется возможным в том случае, если члены профессионального сообщества стремятся формировать и охранять свою корпоративную профессиональную репутацию.

По инициативе Президиума Российского психологического общества в Российской Федерации была создана Система добровольной сертификации в области психологии (зарегистрирована 23 августа 2008 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, регистрационный номер РОСС RU.К511.04ШЗ00). Правила функционирования Системы соответствуют Федеральному закону «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ и учитывают международный опыт создания систем сертификации психологов.

Объектами сертификации в Системе являются:

Организационная структура Системы включает:

Российское психологическое общество, в качестве лица, создавшего Систему, выполняет следующие функции:

Исполнительный орган Системы – Национальный институт сертификации профессиональных психологов, зарегистрированный в качестве юридического лица в г. Санкт-Петербурге, выполняет следующие функции:

Апелляционная комиссия создается для решения спорных вопросов, которые могут возникнуть в процессе проведения процедуры сертификации. Комиссия формируется из представителей общественных, научных и производственных организаций и выполняет следующие функции:

Органом по сертификации в Системе является Российское психологическое общество, которое выполняет следующие функции:

По мере развития Системы в нее могут включаться в качестве органов по сертификации другие организации, обладающие соответствующей инфраструктурой, подготовленным персоналом, опытом работы в области психологии. Такие органы по сертификации уполномочиваются на участие в сертификационных процедурах Российским психологическим обществом.

В работе по сертификации участвуют эксперты по сертификации, прошедшие специальную подготовку. При необходимости к работе органа по сертификации могут быть привлечены на условиях договора эксперты и специалисты сторонних организаций.

Аккредитованные учебные заведения – юридические лица, аккредитованные в установленном порядке для повышения квалификации специалистов в области психологии.

Аккредитованное учебное заведение осуществляет:

Аккредитованное учебное заведение выполняет при этом следующие функции:

После создания системы сертификации психологическому профессиональному сообществу предстоит сделать следующий шаг – разработать профессиональные стандарты, учитывающие международную практику. Решением Президиума Российского психологического общества от 27 ноября 2007 года «О сертификации деятельности практических психологов Российской Федерации» определены следующие области сертификации специалистов, продуктов и услуг:

Для сертификации специалистов необходимо создать профессиональные стандарты, т.е. задать уровни квалификации практикующих психологов («базовый», «продвинутый», «высший» и т.п.), отражающие динамику профессиональной карьеры и разработать требования для признания каждого из уровней квалификации:

Чтобы обеспечить возможность повышения квалификации практикующих психологов в течение всей профессиональной карьеры, необходимо:

Для сертификации продуктов и услуг необходимо разработать:

Литература

1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. / Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52, ч.1, ст. 5140; 2005, № 19, ст. 1752; 2007, № 19, ст. 2293.

2. Фей. К., Либо М., Моргулис-Якушев С. Исследование эффективности управления персоналом в иностранных компаниях в России // «Персонал Микс», 2001, № 4.

3. Bartram D., Roe R. R. Definition and Assessment of Competences in the Context of European Diploma in Psychology. // European Psychologist, 2005; Vol. 10 (2); 93–102.

4. Kersting, M., Püttner, I.: Personalauswahl: Qualitätsstandards und rechtliche Aspekte. In: H. Schuler (Hg.): Lehrbuch der Personalpsychologie, 2. Aufl. Göttingen: Hogrefe, 2006. 841–861.

5. Mark R. Raymond. Jon Analysis and Specification of Content for Licensure and Certification Examination. // Applied measurement for education, 2001,14(4),  Lawrence Erlbaum  Associates, Inc.; 369–415.

6. Survey of the Practice of Psychology, prepared by Professional Examination Service. Association of States and Provincial Psychology Boards, 2003.

7. Tikkanen Т. The Present Status and Future Prospects of the Profession of Psychologists in Europe. //European Psychologist, 2006, Vol. 11(1). 2–5.